Обзор Subterrain: выживание на Марсе с научным уклоном

Когда я начал играть в Subterrain, я понял, что имею дело с Survival-игрой только через несколько часов. Далеко не сразу стали заметны характерные для этого жанра особенности: необходимость запасать еду, лекарства, производственные материалы и попеременно бороться со смертью, ждущей тебя за каждым углом или приходящей прямо к тебе на базу. Причина, по которой Subterrain никак не впихнешь в рамки очередной Survival-игрушки, которыми забит уже весь Steam, кроется в ролевой составляющей игры. По большей части мой обзор Subterrain будет именно об этом.

Завязка

С самого начала ты моментально и очень глубоко вживаешься в роль ГГ — ученого по фамилии West, попавшего в тюрьму за убийство. На Марсе. Ты чуть ли не физически переносишься в тело Веста, оказавшегося один на один с полной станцией мутантов. Такой эффект достигается, как мне кажется, потому что ГГ смотрит на происходящее с хладнокровной позиции ученого, а это невольно заставляет и тебя относиться ко всей жести на станции так же.

1

Вест следит за заражением своей крови и закидывается таблетками. На базе он первым делом буднично вычищает все уровни от мутантов и заменяет там все воздушные фильтры и температурные регуляторы, чтобы остановить распространение заразы. Потом он спокойненько сидит в креслице и ждет, когда в сканере снимутся чертежи дробовика. При этом в соседней комнате шастают мутанты, но они — за закрытой дверью, так что хрен бы с ними.

Вся фишка игры том, что всё это реализовано не через кучу кат-сцен, а вашими руками. Вы методично зачищаете станции, ремонтируете свои портки, таскаете с собой по 3 кислородных и тепловых баллона, потому что дышать на многих станциях нечем и, к тому же, немного холодновато. Вы, в конце концов, ходите в туалет и едите. Всё это выглядит, как один большой фильм и даже сильно напоминает «Марсианина» Энди Уейера.
2
Вполне возможно, что Вест под вашим руководством решит не тратить кучу ресурсов и времени на ремонт фильтров и терморегуляторов на базе, а запасется оружием и лекарствами и попробует сразу же найти способ свалить с этой планеты. Причем не исключен вариант, что у него всё получится, равно как и не исключена нелепая смерть от толпы мутантов.

6

Крафт

Что ж, раз уж я заявил в начале обзора, что это Survival, стоит немного рассказать про систему крафта.

  • Оружие и почти все вещи ломаются — и это основа, вокруг которой крутится всё в Subterrain. Каждая вещь имеет прочность и может сломаться. Но практически любую вещь можно исследовать в специальном сканере, после чего вы получите её чертежи, а сама вещь будет уничтожена.

    К примеру, если вы захотите основательно прибраться на базе, вам придется сделать 3 пары кислородных и температурных регуляторов, чтобы заменить ими сломавшиеся экземпляры на всех уровнях базы. Заменив их, вы значительно снизите количество мутантов на станциях исследования, крафта и добычи руды и сможете спокойно пользоваться всеми этими благами.

  • Исследование > переработка > крафт — именно в такой очередности крафтится всё, что угодно в игре. Сначала вы жертвуете какой-то вещью, запихнув её в сканер ради чертежей. Затем вы шастаете по базе в поисках разного мусора — шампуней, полотенец, зубной пасты и т.д. и перерабатываете этот хлам на производственные материалы. Затем, из этих материалов, вы крафтите вещь.

    Многие материалы тоже можно скрафтить. Делается это не без помощи руды, добыча которой происходит автоматически на станции с шахтами. Туда обязательно стоит подать электричество и запустить добычу.

    Всё это было бы довольно простым механизмом крафта, если бы не одно но — программное обеспечение. Чтобы скрафтить что-либо, у вас должно быть установлено ПО, соответствующее требованиям в чертежах. И вот это более крутое ПО я пока так и не нашел, хотя отыграл в Subterrain 8 часов.

  • Ремонт: так как почти все вещи в игре изнашиваются, их приходится регулярно ремонтировать. Для этого на базе есть нано-реконструктор, который может восстановить 50% прочности любой вещи.
  • subterrain_4

Сообразительные игроки уже изобрели небольшой лайфхак: лучший совет в Subterrain — это завести по 2 оружия и по прибытии на базу загружать поизносившееся в реконструктор, а оттуда брать отремонтированное.

  • Кстати, еще в Subterrain можно по полной программе отыграть роль Марка Уотни из «Марсианина» — заняться земледелием, и, возможно даже выращивать картошку (я пока до этого не дошел). Выращенную еду, судя по всему, можно использовать по прямому назначению, либо перерабатывать на материалы для производства всякой всячины.

Здоровье Веста

Этой составляющей игры почему-то во многих обзорах придали очень уж много внимания. Говорят, мол, Subterrain привнесла в жанр много нового как раз благодаря тому, что ГГ надо ходить в туалет, спать, пить и есть. И ставится это всё чуть ли не в главную заслугу игры.
По факту же, ходить в туалет вам придется от силы пару раз за 20 часов игры.

Совет! Так как есть и пить тоже приходится редко, таскать с собой кучу еды не обязательно, тем более, что она занимает много места в инвентаре. Держите еду на базе, куда вы так и так вернетесь, чтобы поспать и перезарядить все баллоны и энергоблоки.

А вот сну и вообще утомлению Веста стоит уделять внимание. Если вы пойдете крошить мутантов не выспавшись, Вест будет, мягко говоря, не в лучшей форме для размахивания разводным ключом. В общем, крепкий 8-часовой сон — основа здоровья.

Заражение крови — вот за чем приходится действительно внимательно следить. Каждый удар мутантов, каждая глупость вроде случайно съеденного энергетического батончика в негерметичной упаковке или воды из водопровода, ведет к заражению организма Веста, что чревато, собственно, смертью. Почистить кровь можно с помощью обеззараживающих таблеток, которых в игре достаточно мало (поэтому лучше не тратить те таблетки, которые легко достанутся вам в начале игры).

Одна таблетка снижает заражение на 50%, поэтому не стоит есть её, скажем, при 6% заражении крови — зря потратите драгоценную пилюлю. И не забудьте засунуть одну таблетку про запас себе в прямую кишку… в сканер, чтобы потом её можно было хотя бы скрафтить.

Цель игры

Свалить с этой гребанной планеты, починив космический шаттл с помощью урановой руды, полотенец, шампуня и статуэток Джеффа Мюррэя.
Вот вам карта:
5
Удачи!

Выводы и оценка

Subterrain однозначно претендует на звание инди-игры года и прочно займет топовые позиции в жанре сурвайвалов, так что поиграть в неё стоит хотя бы из-за этого. Если копнуть глубже, перед нами предстает игра с отличной атмосферой, качественным саундтреком и звуком и интересным сюжетом, на который мы смотрим не с позиции «ой как страшно, мама, боженька помоги», а с точки зрения ученого.

Научность игры, аркадизированная до идеального уровня, при котором у игрока не закипают мозги и при этом всё выглядит очень реально и логично — это, собственно, главное достоинство Subterrain. В этой игре всё очень закономерно: взял всего по одному кислородному и температурному баллону и пошел на уровень, где содержание O2 в воздухе нулевое, а температура -20? Что ж, пройдя половину уровня придется пробежаться обратно на базу, отковырять корку льда с задницы и в следующий раз взять с собой по несколько баллонов.

Подытожу: несмотря на то, что история про доктора Веста нацелена всего лишь на одиночное прохождение, а скачать её можно на каждом углу, Subterrain безусловно заслуживает покупки, потому что разработчиков именно таких игр стоит поддерживать всеми силами. Особенно во времена, когда весь эфир заполонили Call of Duty и прочий подобный игрошлак. Subterrain подарит вам не меньше 50 часов игрового времени на одно прохождение и вам при этом ни разу не станет скучно. Я гарантирую это.

Оценка: / Браво, Pixellore!